Методика доктора Брюнинкса.
Обучение футболу через головной мозг.



 
Йохан Кройф одним из первых сказал, что футбол это игра с умом. Мишель Бруюнинкс относится к этому заявлению более серьезно, чем большинство. Термины подобно педагогика, дидактические принципы, когнитивная готовность, сходят с языка бельгийского тренера также легко, как каттеначчо. Как он объясняет, «централизованное обучение мозга»,  является его подходом по тренировке молодых игроков. «Сложные слова могут вызвать негодование»- считает доктора Брюнинкс, который, возможно, первый футбольный тренер  развивающий данный метод обучения специально для достижения улучшения в производительности мозговой деятельности.  «Но когда вы видите сам процесс обучения, то вы можете увидеть, что это работает».
 Бруюнинкс  ведет беседу из своего офиса в ультрасовременной Академии Роберта Льюиса Дрейфуса, которая, по мнению большинства, считается одной из лучших в Европе и занимается подготовкой молодых футболистов для «Стандарт» Льеж. Размещенная в лесу Святого Жана на дороге от стадиона «Стейд де Склессин», Академия создает футуристический вид, особенно на фоне заброшенной индустрии Льежа. Это подходящая обстановка для тренера, который так невозмутимо рассуждает о неврологии, как если бы он говорил о футбольных тактиках. Идея, стоящая в основе его подхода проста – заставить игроков думать головой также быстро, как пинать мяч ногами. Нам следует развивать энграмму – неврологический след памяти, находящийся в головном мозге, доктор Бруюнинкс ставит перед собой задачу повышения осознанности все время, когда обучаются, тренируются и играют. Это что-то наподобие создания новых соединений в схеме мозга и четкая фиксация их там. Ключевую роль в этой части играет миелин, это изолирующий материал, который образует слой – миелиновую оболочку обычно вокруг аксона нейрона, который становится толще, когда нерв неоднократно подвергается стимулированию. «Что делают хорошие спортсмены, когда тренируются?» Они отправляют отчетливые импульсы по нервным проводам (нейроны), что дает сигнал миелинизированной области, что происходит проводка. В итоге, после всех тренировок они получают прекрасные нервные соединения. «Вот что делает их отличными от всех нас»- рассказывает Джордж Бартцокис – профессор неврологии Университета Лос Анжелеса штата Калифорнии .
Заманчивость развития более умных игроков показалась бы очевидной для любого себя уважающего футбольного тренера, но высокий процент отсева, - «в Англии мы оцениваем игроков в возрасте от 17 до 18», говорит футбольный агент Саутгемптона Дэвид Веб, - означает, что индустрия развития молодежи в Британии могла бы действовать, применяя немного больше нестандартного мышления. И почему они становятся отвергнутыми в таком раннем возрасте, когда мозговая деятельность становится полноценно развитой к 25 годам?
       Но дело не только в высокой текучести кадров. В сезоне 2008-2009 года 57 % игроков академий Премьер Лиги были рождены между сентябрем и декабрем, в то время как 14 %   рождены между маем и августом. Это говорит о том, что в основном клубы  отбирают физически более зрелых детей  каждый учебный год, что  в свою очередь означает, что английский Лионель Месси (рожденный в июне)  или Андрес Иньеста (рожденный в мае), навряд ли, появятся в любое ближайшее время. «Мы всегда думали, что спортивная деятельность является механической деятельностью, но мы знаем, что существует влияние со стороны мозговой деятельности» - говорил Бруюнинкс, подогревая интерес к его теме. Подумайте, что испытал Реал Мадрид в течение Эль Классико, когда их обыграла Барселона со счетом 5-0 в прошлом сезоне? Это требует высокой концентрации и креативности, которые единственно возможны, если вы привносите данный мыслительный процесс ежедневно, и не только на играх.
Новый способ тренировок – на самом деле, синаптогенезис – создание новых соединений в мозге. Бруюнинкс не только тренер, который отстаивает более интеллектуальный и инновационный подходы к тренировкам. «Я думаю, что тренеры либо забывают, или даже не осознают, что футбол большей частью когнитивный спорт» – говорит тренер УЕФА-Альянс Кевин МакГрескин. Нам нужно развивать восприятие игроков также хорошо, как и их тело, но гораздо проще увидеть и измерить отличия, которые мы создаем в физиологий игроков, чем то, что мы можем сделать в когнитивных аспектах. МакГрескин, который проводит семинары для профессиональных клубов, озабочен тем, что Англия слишком долгое время тренировала игроков «в значительной степени тем же способом, но ожидая, что конечный продукт будет отличаться и, предполагая, что каким-нибудь волшебным образом талант проявится».  Практические упражнения, которые Бруюнинкс использует, следуют принципу «от простого  к сложному», и стимулируют  способность к концентрации и осязанию. Эта идея «сверх нагрузки» (мыслительной) гарантирует, что игроки более активно вовлекаются в процесс, даже если они не слишком смышлёные. Превосходство команды над отдельным индивидуумом является ключевым моментом для Бруюнинкса – «нам приходится делать это вместе» - это одна из его мантр, и когда он показывает видео игроков, осуществляющих различные тренировочные программы, он шутит, что то, что они делают, похоже на футбол в компьютерной игре.
       «Футбол – это угловая игра ( см.примечание 1.) и требует тренировки восприятия одновременно и в периферическом зрении и в сплит-видении» - говорит Бруюнинкс. «Прямая, вертикальная игра увеличивает опасность потери мяча. Если команда постоянно играет с мячами под углом на очень высокой скорости, будет совершенно невозможно получить мяч обратно. Ритм команды будет таким высоким, что ваш оппонент никогда не сможет оказывать сопротивление».
Идея сверх нагрузки является ключевой как для МакГрескина, так и для  Бруюнинкса. В то время как бельгиец может заставить своих игроков говорить на четырех разных языках, когда они делают силовые и общеразвивающие упражнения, шотландец изобрел одно упражнение, в котором игрокам приходиться бросать теннисный мяч и выкрикивать цвета, в то время когда они передают футбольный мяч один за другим. «Мы не обеспечиваем детей упражнениями, которые им нужны, чтобы соответствовать требованиям современной игры» - говорит МакГрескин.. Упражнения на сверхнагрузку помогают игроку улучшить концентрацию и ускорить скорость мысли. И соответственно ускорить процесс в ногах. Решения, принимаемые слишком многими игроками не достаточно быстры, этот недостаток вызван их неспособностью исследовать площадку, когда они без мяча. Эта точка зрения подтверждается исследованием, проведенным профессором Джейр Джордот, норвежской школы спортивной науки. Используя функцию ПлеерКэм Скай спорта, Джордот изучил 55 умных игровых движений полузащитников Премьер Лиги и обнаружил, что чем   тщательней эти игроки изучают пространство вокруг них, согласно статистике, они становятся более успешными в передаче паса. «Наиболее активная в зрительном плане треть игроков, делает эффективных передач вперед практически вдвое больше, чем менее активные в этом плане игроки» - говорит Джордот.
МакГрескин добавляет – «Не забывайте, что почти 98% игры играют без мяча. Даже при прохождении базовых тренировок я вынуждаю игроков работать на восприятие, изучать навыки, технику, приспособляемость, концентрировать внимание и пропускную способность. Это может иметь довольно удивительный эффект на игроков.
Бруюнинкс первый, кто признает, что он наподобие «белой вороны»– «когда Дарвин высказывал мысль об эволюции людей, его считали сумасшедшим» - но этим летом бельгиец стал прочно своим человеком внутри футбольного сообщества, когда был назначен главой Молодежной Академии Стандарта. Его возрастающая репутация привела к паре встреч с руководством академий  Реал Мадрид, включая одну с Жозе Мауриньо, интересное развитие событий, учитывая тот факт, что Мадридский клуб плетется позади Барсы в развитии молодых игроков. «Мауриньо сразу осознал, что я пытаюсь  делать, и он задавал мне много умных вопросов» - говорит Бруюнинкс. «Он также заметил, что организация тренировок требует большей командной вовлеченности, больше концентрации внимания, постоянное стимулирование восприятия и тогда интеллектуальная игра могла бы возрасти. Больше всего я был удивлен фактом, что он смог сразу же увидеть, как несколько технических деталей пошли бы на пользу его игрокам и прямая связь между содержанием нескольких тренировок с индивидуальными характеристиками его игроков были поразительными. Он не говорил об общей программе, но рассматривал непосредственно новое понимание с его ежедневными тренировками и инструктажем. Он очень заботится о своих игроках».
Перед его назначением в Льеже, он тренировал молодежь в возрасте от 12 до 19 лет, которые входили в состав клубов первого и второго бельгийского дивизиона, таких как Мехелен, Ватерло, Андерлехт, Синт Труиден, Левен, Визе и КВК Тиенен. Молодежь, как парни, так и девушки, были отобраны бельгийской футбольной федерацией и обучались в средней школе Редингенхоф, что находится рядом с Брюсселем.
Сейчас Бруюнинкс, находясь в Институте, перед которым стоит задача,  как выпускать новых футболистов, которые помогут Стандарту выиграть Бельгийскую Лигу , перед тем как они, что более всего вероятно, будут раскуплены другими европейскими клубами. С пятью травяными полями, а также стадионом на 800 мест, искусственным полем, крытой тренировочной зоной и роскошной гостиницей с тридцатью комнатами, Академия Льеж, которая была открыта в 2007 году, пользуется большим спросом.
С начала прибытия в Льеж, Бруюнинкс получил запросы от сотни молодых игроков, желающих приехать и тренироваться в бельгийском клубе. В дни матчей выходного дня это не является необычным для сорока агентов, которые наблюдают за играми. За назначением Бруюнинкса в Льеже последовало прибытие нового тренера клуба Хосе Рига, еще один сторонник тренировки мозга, который использовал это когда был тренером клуба второго дивизиона Визе. «Это такой умный способ обучения» - говорит Рига о своем подходе. Упражнения всегда базируются на геометрических фигурах, таких как прямоугольник или ромб. Они начинаются с простого, но увеличиваются в сторону сложного. Тебе приходится бегать и в то же самое время наблюдать за ритмом твоего партнера. Тебе нужно думать о том, чтобы передать мяч под определенным углом и тебе приходится думать о ритме, синхронизации и движении. Без рефлексии это уже будет не повторное действие».
Бруюнинкс отмечает, что каждое его упражнение заставляет использовать «отработанную траекторию», которая вынуждает игроков двигаться таким образом, как если бы они были в игре. «Мой тренировочный процесс максимально приближен к реальной игре» - как он говорит. Он сообщает, что работа, которую он осуществляет в качестве тренера, включает много других аспектов – кинезиология, психология, биомеханика – вместе с этим его игроки занимаются с ритмическим мячом – это небольшая сетка с футбольным мячом, которая придерживается рукой, чтобы мяч постоянно находился рядом с игроком, что максимизирует количество взаимодействий игрока с мячом.
Джеф Нунан, который является координатором Академии Фулхэм для возрастных групп 6 - 11 лет, решил заказать 150 мячей для его игроков после того как встретился с Бруюнинксом  в мае на конференции.
 «Ритмический мяч помогает раскрывать бедра, и это хорошо для передачи пасов через ваше тело и занимать позицию для удара мяча с лету, также развивая слабую ногу игрока», говорит Нунан. Это также позволяет детям тренироваться дома и помогает им балансировать как на правой, так и на левой сторонах. Идея домашних тренировок на самом деле полезная – утеряна традиция игры детей самостоятельно, по их свободному выбору и ритмический мяч обеспечивает возможность замены этого». Высокотехничный уровень игроков Барселоны и их движение в нон-стопе, предусматривают высокие стандарты для Бруюнинкса, но Нунан аргументирует это тем, что недавний успех Барсы, также как и победа испанцев на чемпионате Европы в 2008 и триумф на мировом Кубке в 2010 связаны с количеством игр, в которых принимала участие испанская молодежь. В Испании они обучаются с помощью метода, основанного на участии в как можно большем количестве игр, что помогает развивать и понимать чувство времени и пространства. Они могут принимать участие в 80-120 играх в год, с множеством матчей во время турниров и фестивалей. Участие в большом количестве игр помогает молодым игрокам видеть  схемы (ход развития игры) в схожих игровых ситуациях снова и снова.
Что нам действительно нужно – дать молодежи хорошее чувство игры, понимание времени и пространства и развивать хорошую технику. Нам нужно много игр и множество игр различного типа 2 на 2, 3 на 3, 7 на 6 и другие, с множеством различных тактик ( см. прим 2). Нунан пригласил консультанта и автора Мика Критчела, который в прошлом тренировал Тео Волкота из Арсенала и Адама Лалану из Саутгемптона и провел исследование по тематике работы мозговой деятельности.
Критчел является сторонником такого подхода, который основан на мини футболе, по существу это способ имитирования уличного футбола и в своей точке зрения он дает научное объяснение. После 2-х часовой диагностики работы мозга и его развития от рождения до момента пока он не будет полностью сформирован, охватывая всесторонне его  рептильную часть, лимбическую, гомогенетическую кору головного мозга,  Критчел делает вывод, что левое полушарие отвечает за логические и рациональные навыки, а правое полушарие в свою очередь за эмоциональные и интуитивные навыки. Он утверждает, что в Англии обучают играть, через левое полушарие, что делает процесс слишком медленным для такой игры как футбол, где постоянно присутствует быстрое движение, таким образом, игроки развиваются лучше всего, когда правое и левое полушария работают совместно: то есть задействуются и техника и принятие решений. «Необходимо активировать правое полушарие и зрительное восприятие, постоянно ставя игрока в непредсказуемые ситуации» - говорит Критчел. «Поэтому нам важно обучатьс помощью мини футбола, который подходит  для возраста и способностей каждого ребенка».
68-летний Критчел ссылается на часть исследований Университета Джона Мура, которая показывает, что более 50 процентов времени в английских академиях тратится на фитнес или тренировки, в которых не присутствует противник, и менее чем 20 % тратится на мини футбол. «Мы не только формируем мало-техничных игроков, - говорит Критчел,- но, также создаем игроков, которые плохо принимают решения. Нам нужны игроки, у которых есть способности, чтобы играть в будущем, то есть, у них должно быть представление, что делать, прежде чем принять мяч.  Эта ситуация не изменится, если только мы не избавимся от устарелых упражнений».
Бывший преподаватель средней школы Критчел говорит о важности мозговой деятельности и грид-нейронов – «пространство-формирующие нейроны связаны с областью формирования памяти в части мозга, называемой гиппокамп» - они позволяют игрокам, фактически всем людям, сопоставлять пространство. Приблизительно за 10 секунд Пол Скоулз представит сто возможных вариантов и сделает выбор, который сдвинет его местоположение и грид-нейроны» - говорит Критчел. Он также добавляет, что грид-нейроны «действуют так, словно игровая площадка имеет расставленные повсюду треугольники».  (см. прим 3)Это делает процесс игры на небольших пространствах подобно три на три таким важным «так как это помогает игрокам осознать  конфигурацию игры лучше».
Внимательно прослушав советы Критчела, Фулхэм также вводит динамическую программу для всех его возрастных групп. Он обращает внимание, что африканские и южно-американские дети растут в сообществах, где танец играет важную культурную роль. В таких танцах как самба и сальса, клеткам мозга приходится координировать 8 или 9 различных частей тела одновременно, что оказывает большое воздействие на чувство равновесия, ритма и контроль движения тела. Нунан слушал речь Бруюнинкса на конференции, организованной Академией колледжа Бэйкона, средней школы Докленда, за день до победы Барселоны над Манчестером Юнайтед в финале Лиги Чемпионов в мае. За последние несколько лет бывший игрок национальной сборной Советского Союза Сергей Балташа (Опа! Опа!)основал процветающую футбольную академию в колледже Бэйкона – значительное количество его игроков также проходит тренировки в клубах Лондонской Премьер Лиги, а также он поддерживает тесную связь с Бруюнинксом.
Бельгиец настойчиво твердит, что его игроки также привержены их обучению, как и развитию в футболе – «если я смогу повлиять на вашу концентрацию и внимание в течение моей тренировки, то вы унесете эти знания с собой в школу». Это же убеждение разделяет и Балташа. Поддерживая спортсмена в условиях кропотливого труда, мы уберегаем себя от создания законсервированных атлетических Богов, которые в своем позднем подростковом возрасте или в свои ранние 20 лет не смогут реализовать свой потенциал как в рамках спорта, так и за пределами этой деятельности» - говорит Том Ейзенхат. Он тесно сотрудничает с Балташа в колледже Бэйкон. «Эта модель является источником жизненной силы в философии Сергея». По приблизительному подсчёту Бруюнинкса 25% из 100 или около того игроков, которых он тренировал до того как перешел в Стандарт, уйдут в профессиональный спорт или начнут работать в женских национальных командах. Бывший полузащитник Стандарт Льеж Стивен Дефур, ныне выступающий за Порто и полузащитник атакующего плана Эйндховена Драйс Мертенс являются самыми выдающимися игроками, с которыми бельгийский тренер работал. Еще один игрок,  которого тренировал Бруюнинкс, является бельгийский полузащитник Фарис Харун, который перешел из команды Жерминаль Беершут в Миддлсбро летом и уже в дебютном своем матче забил три гола, тем самым внеся ощутимый вклад в победу над Бирмингемом (3-1). Чуть ранее этого года во время его поездки в Бельгию он встретился с Бруюнинксом. Харун согласился пообедать со своим наставником и со счастливым видом высидел до конца 2-х часовую презентацию ПауэрПойнт, которая содержала изрядную порцию информации по неврологии. Было заметно, что Харун старается сконцентрироваться. Возможно, то, что действительно отличает Бруюнинкса от других тренеров, это его желание не только формировать лучших футбольных игроков, но и помогать им становиться самостоятельными личностями, таким образом, даже если они не смогут состояться в профессиональной карьере, они будут способны иметь полноценную жизнь. «В этом смысле важно иметь постоянную связь с вашими игроками и интересоваться, как организован их рабочий процесс» - говорит Бруюнинкс. «Очень важно сразу не навязывать свои идеи. Если у ребенка в семье недавно произошел развод  родителей, то эмоционально ему будет тяжело воспринимать какое-либо обучение. Мы все сталкиваемся проблемами современной жизни и иногда замечаем, что что-то не так происходит с поведением игроков. Нам нужно улаживать все эти моменты совместно».
Ведя беседу с определенным количеством респондентов, которые имели опыт участия в программах молодежного развития как в Англии, так и за рубежом,  выяснилось, что европейские клубы используют более строгий и аналитический подход для тренировки молодых игроков.  Вильяреал насчитывает 76 тренеров, работающих в их Академии. Все они имеют образование в сфере физической культуры и квалификации в сфере развития детей, при этом до 12 лет их игроки будут задействованы, по крайней мере, в трех различных позициях во время игры. «В Европе существует реальное осмысление эмоционального развития ребенка и откуда он происходит родом, откуда приехал», говорит Веб, который в настоящее время учится на магистра в области психологии спорта, при этом занимается поиском (разведкой) для Саутгемптона и является частым гостем в Академии Байер Леверкузен. «Я обратил внимание, что у иностранных тренеров проявляется больше человеческого и культурного взаимопонимания». И здесь появляется реальное понимание того, какого типа тренерская работа требуется для детей в определенном возрасте. Это довольно систематический и аналитический подход для развития молодежи».
За последние несколько лет исследований, какой же талант лучше всего развивается можно увидеть по названию распространенных в продаже книг, из них примечательны книги Малькольм Глэдуел «Посторонние люди», Джеф Колвинс «Переоценка таланта», Мэтью Сайд «Прыжок», Джон Рэйтей и Эрик Хэйгерман «Импульс» и Даниэль Койл «Код таланта». Как говорит Критчел «все ищут Священный Грааль». Учитывая те миллионы, которые поставлены на карту для развития игроков, поиск, скорее всего, станет более интенсивным. Теории Бруюнинкса на данный момент могут казаться странными, но так как поиск продолжается, то они могут стать стандартной практикой.
Хорошая статья. После ее перевода я начал искать материалы в сети по тренировкам и методикам Брюнинкса. К сожалению, удалось найти не так уж много. И к тому что было я отнесся весьма скептически, так как на мой взгляд его программа не предлагала тактического обучения. Со временем, скорее с моим пониманием деталей тренировочного процесса я переосмыслил данную статью. Теперь я считаю ее очень плодотворной и полезной. Ниже я приведу ссылки на дополнительные источники по данной методике (которые мы искали совместно с twitter.com/petrchulkov)







Примечание 1. Как понимаю, подразумевается наличие партнеров впереди и сзади мяча, расположенных под определенным углом по отношению к мячу, образуя тем самым различные геометрические фигуры. То есть всегда есть партнер под углом, иначе если все стоят в одну линию, то трудно сохранять мяч или перемещать его без потери.


Примечание 2.  Думаю стоит обратить внимание, что это не просто мини- игры. А как я понимаю, специально моделированные (правилами, разметкой площадки) которые помогают обучаться тактическим компонентам игры. Не так давно я переводил статью о том, что с помощью мини –игр можно развивать и функционалку, при определенном планирований они вполне заменяют кроссы. Но главное достоинство мини - игр, на мой взгляд,  в том, что в маленьком формате происходит очень много запланированных тобой ситуаций, которые позволяют игрокам обучаться , а тренеру исправлять ошибки.


Примечание 3.  Я  думаю подразумевается связь принятых решений с памятью. То есть если раньше игрок, например на тренировке, бывал в схожей ситуаций, она ему знакома. Он будет в ней реагировать в схожей манере. Все что с нами происходит мозг сопоставляет с информацией из памяти.  ( возможно ошибаюсьJ )







это информация о работе мозга и его взаимосвязи с органами чувств  и интервью тренера из Казахстана- Александра Кузнецова (alex-evgenich@mail.ru), который применяет его методику. Ниже приведены ссылки которые он мне отправлял в течений нашего диалога  
http://www.youtube.com/watch?v=Up-EWsQlV1E

 -  Соккерпол
  http://www.youtube.com/watch?v=Up-EWsQlV1E
 http://www.youtube.com/watch?v=pSMeO08PS3s
  http://www.youtube.com/watch?v=YvEIOA8PWY0 
             - это видео с семинара для Фк Динамо  (Минск)

 http://www.youtube.com/watch?v=3yBF9BDMhJc    
 видео его тренировок в Бельгии .

http://www.youtube.com/watch?v=Q-WbZaj8Z2s   
 видео с  семинара .

5. http://www.youtube.com/watch?v=V7PnVvApheU 
    http://www.youtube.com/watch?v=0SKpttWYlX8
  это видео ролик его новой компании



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога